Windows и ловушки мошенников
Windows… Прежде всего, нужно учесть, что пользователи компьютеров и представители служб компьютерной помощи (СКП) говорят на разных языках, используя по сути дела одни и те же слова и термины.
Например, что такое «установить Windows»?
Если пользователь именно так спросит у диспетчера службы, то может не получить исчерпывающего ответа. Более того, ответ может притянуть к нему мошенника или оттолкнуть от него честную компанию.
Вначале надо выяснить для себя, чтó вбирает в себя это понятие – Windows.
Обычный пользователь полагает, что Windows – это полностью настроенная операционная система, установленная мастером на компьютере. Кто-то при этом думают, что личные данные пользователя (документы, фотографии, презентации и так далее) при переустановке Windows автоматически или «еще там как-то» сохранятся.
А еще некоторая часть опрошенной аудитории наивно считают, что и офисные программы входят в установку ОС, и соответственно, все стандартные драйверы, аудио- и видео-кодеки тоже входят в это объемное и мощное понятие – Windows!
И всё это как бы по общей цене – за её установку!
Однако представители СКП это понятие представляют по-разному:
- одни позиционируют операционную систему как полный настроенный комплекс, и честно называют итоговую цену за все предполагаемые работы по его настройке:
установка ОС плюс прописка драйверов, кодеков и развертывание операционной системы до ее полной потребительской кондиции; - другие хотят представить, что установка ОС – это только первоначальная инсталляция Windows с загрузочного DVD-диска, а остальные этапы установок и настроек осуществляются по запросу клиента, по отдельному соответствующему тарифу.
Поэтому, когда вы спрашиваете о стоимости установки Windows, надо обязательно подробно опросить диспетчера и мастера по телефону, чтó они вкладывают в понятие, о котором идет речь.
Если говорить о честных услугах, то мастер обязательно скажет, чтó он конкретно установит и за чтó возьмёт деньги.
Недобросовестные исполнители, желающие по разным схемам «облапошить» клиента, всячески попытаются упростить эту часть разговора, чтобы потом раздуть смету или осуществить фиктивный ремонт или сервис.
Нечестный мастер на своих ответах проводит как бы пиар-акцию в свою пользу: ему нужно переманить клиента на свою сторону, ему нужно любыми путями «захватить заказ», поэтому он тщательно расставляет ловушки.
И когда к этому мастеру обращаются неискушенные клиенты (а это главные потенциальные заказчики), ему и врать-то ничего не надо: нужно только не говорить лишнего, а очень лаконично отвечать на вопросы, без подробностей. И клиент сам подтянется!
Например, у вас не запускается операционная система, и вы ищете мастера, обзванивая разные конторы по скорой компьютерной помощи. Как это чаще всего выглядит?
— Алло, здравствуйте, у меня не запускается Windows. Сколько стоит у вас переустановка?
— 400 рублей.
В другой конторе вам ответили:
— 1000 рублей.
Вы сопоставили цифры и приняли решение: приглашу-ка я мастера, который установит систему всего за 400 рублей.
Мастер готовится установить обещанное, но в процессе работы попутно уточняет:
— Данные (документы, фотографии и прочее) надо сохранить перед установкой?
Вы соглашаетесь, как же без них? Цена-то обсуждалась!
— Мастер-то просто так, наверное, уточняет «на всякий случай»! Или разговор поддерживает, чтобы не сидеть в «кромешной тишине»!
Сохранил он данные, установил систему. Затем спрашивает:
— Драйверы тоже установить?
— Конечно, ставьте, я сама ведь не смогу.
— Аудио- и видео-кодеки тоже ставим, чтобы фильмы смотреть и музыку слушать?
— Да, обязательно!
— Кто у вас провайдер интернета? “InterZet”? Надо прописать сетевые реквизиты, чтобы интернет был.
Ну, все, готово!
Вы извлекаете из кошелёчка 4 сотни, испытывая к доброму мастеру самые беззаветные чувства клиента, но мастер предъявляет уточнённый счет по смете на выполненные работы:
Работы | Цена (руб.) |
сохранение данных (допустим, до 10 ГБ) | 500 |
установка Windows, как обещалось | 400 |
драйверы (например, 5 драйверов по 300 руб.) | 1500 |
аудио- и видео-кодеки | 400 |
сетевые реквизиты провайдера | 400 |
ИТОГО | 3200 |
Всё, как вы спрашивали: windows вам установили по обещанной цене в 400 рублей!
Итоговая цена оказалась неожиданной? Так вы же во всем соглашались в процессе установки!
Вроде и нет никакого обмана.
Однако данная ситуация и есть не что иное как способ ловли рыбки в мутной воде: понятие «установка Windows» трактуется на рынке IT по-разному, а это порождает скрытые спекулятивные схемы вытягивания денег с клиентов различными службами компьютерной помощи.
А что произошло бы, если б вы согласились с другим предложением, где называлась сумма, например, в 1000 рублей?
Скорее всего, этот мастер называл такую цифру за полную установку и настройку Windows, но, к сожалению, не объяснил, чтó будет входить в список инсталляции ОС, поэтому клиент его и не выбрал, соблазнившись числительным «четыреста» от конкурирующей фирмы, и заплатил в конечном итоге ровно в 8 раз больше.
Как видим, надо спрашивать обо всем заранее и подробно.
И тогда вся картина того, что вас ожидает, предстанет перед вами во всей полноте и наготе с самого начала, и не возникнет никаких неясностей и неожиданностей.
Удивляет чаще всего не то, что какие-то хитро…умные мастера в очередной раз, говоря их «внутренним» языком, «облапошили очередного лоха, разведя на бабки при установке винды«. Больше всего удивляет как раз другое: почему эти «пострадаМшие» граждане всё-таки оплачивают эти мошеннические действия представителей «скоропомощных» служб? Хотя потом переживают, а может и страдают от содеянного…
Ну не предупредили тебя заранее, какой будет окончательная цена, а поставили тебя перед этим вопиющим фактом — возьми да откажись!
— Не согласен, мол, я с тобой, дорогой товарисч!
Или выдай мастеру обсуждавшиеся 400 рублей и пусть он идёт восвояси да по дороге крепко задумается над тем, что перед тем, как что-то установить, надо договариваться с клиентом по цене заранее, а не в конце работы оглашать свой вердикт.
Конечно, все жертвы такого нашествия платят только будучи в состоянии шока или временной потери интеллектуального равновесия. Такое состояние бывает при встрече с цыганками-гадалками, которым отдают практически все ценности под влиянием их манипуляционных приёмов вымогания денег. Но через некоторое время происходит прозрение, «шоковая пелена» слетает с глаз, и человек долго потом обсуждает со своими друзьями и знакомыми свой опыт осмысления действительности.
Правда, встречаются и относительно решительные граждане, очень цепко стоящие на защите своих коренных интересов. Их на мякине установки Windows не проведёшь! Одна их этих клиенток нам рассказывала, как она боролась с подобными мастерами.
— Пришел молодой человек. Малоразговорчивый. Наустанавливал каких-то программ и запросил 7200 рублей. А по телефону обсуждалась установка Windows — за 450. Я говорю, что у меня и денег таких нет. Сказал бы заранее — сразу бы отказалась! И что? Мастер даже не стал торговаться на предмет снижения своего «приговора». Он молча отформатировал системный диск, уничтожил свою работу и заодно все мои данные — фотографии, документы и прочее. В общем, помощи не оказал, а заметных и весьма ощутимых убытков нанёс немало.
Если граждане будут проявлять чудеса элементарной бдительности и заранее интересоваться ценами на обещаемые услуги сервиса, деятельность многих мошеннических служб срочной компьютерной помощи просто перестанет финансироваться, ибо последним будет очень трудно прикрыться своим крылатым рекламным лозунгом «установим Windows за 350 рублей!«.
Им просто однажды перестанут верить.
А когда потенциальный клиент по телефону припрёт мастера своими чёткими грамотными вопросами, глядишь — а исполнитель-то и не приедет к заказчику! Он в своём уме от 350 отнимет рублей 100 за транспортные расходы, а потом представит, что оставшейся суммой нужно ещё и поделиться с руководящей конторой, в их там определённой «кухонной процентовке», и благополучно выбросит в мусорную корзину бумажку с адресом бдительного заказчика.
Выиграют от этого только пользователи компьютеров и честные компьютерные мастера.